К основному контенту

Модель обслуживания самооценки (SEM)

SEM: self-evaluation maintenance
сохранение самооценки является главной потребностью человека.
 


Поведение другого человека несёт в себе угрозу «Я-концепции» : вход в треугольник Карпмана в точке «жертва».Уровень угрозы зависит от :
- Близости другого человека;
- Степень пересечения поведения этого человека с интересами носителя «Я-концепции».


.
[«Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. СПб. Прайм Еврознак 2004, 560 стр.]

Люди склонны помогать друзьям, только если успех друга не угрожает их самооценке. 
Во всех остальных случаях, люди предпочитают оказывать помощь незнакомым людям чаще, чем друзьям.

Правило сохранения самооценки – является одним из фундаментальных принципов, на котором строится экономика социальных сетей.



Коррекция самооценки (как позитивная, так и негативная) осуществляется одним из трех методов:
- отдаление;
- игнорирование;
- состязание.


Самооценка – это всегда относительная величина: один узел сравнивает себя с остальными по какому-то критерию (в данном случае, по критерию «Успеха»).

Мерой самооценки узла сети является число, обозначающее его место в ранге успешности, составленном из всех узлов этой сети. Наименьшее число присваивается наименее успешному.

В стационарной сети (с неизменным числом узлов) сумма самооценок узлов есть величина постоянная.
Угроза изменения самооценки части узлов мотивирует изменения топологии всей сети.

Узел, самооценке которого угрожает понижение, привлекает в сеть новых участников.

Семён достиг успеха, позволяющего ему претендовать на место Данила в рейтинге узлов сети. Угроза понижения самооценки касается и Кати, которой возможно так же придётся переместиться на одну позицию вниз.
Катя пытается восстановить свою самооценку , равную «2». Для этого у неё есть следующие варианты действии:


1. Поддержать Данила, в его состязании с Семёном за №3
2. Вступить в состязание с Данилом, за №2
3. Привлечь в Сеть «новичка», который первоначально займёт самую нижнюю позицию, сохранив Кати на №2

Узел, самооценке которого угрожает повышение, исключает из сети тех участников, самооценка которых окажется ниже ожидаемого уровня повышения самооценки узла.

Снижение позиций Данила и Кати угрожает ростом самооценки Семёна.


Семён изначально имел самооценку «1». Парируя угрозу увеличения своей самооценки до «3», он исключает из сети участников, с самооценками ниже этой величины :
Данила «2» и Катю «1». 
В итоге в сети остаётся лишь 3 участника, среди которых у Семёна прежняя самооценка «1». 

Оставшиеся узлы сети не ощущают изменений своих самооценок, поскольку в относительном измерений для них ничего не поменялось: их рейтинговые позиции по отношению друг к другу и к Семёну остались прежние. Однако, совокупная сумма самооценок сети понижается.

Правило сохранения самооценки – является одним из фундаментальных принципов, регулирующий топологию и масштабирование социальных сетей.

Поведение успешных людей част воспринимается окружающими как «эгоистичное», а он сами, квалифицируются, как «люди с завышенной самооценкой» . На самом деле, их действия по исключению участников из сетевого взаимодействия, являются следствием их попыток сохранить свою самооценку неизменной.

Люди- «неудачники» часто воспринимаются окружающими ка «бескорыстные» добряки, готовые «отдать последнюю рубаху незнакомцу». На самом деле – их действия по привлечению «незнакомцев» в сеть являются прямым результатом их попыток оставить неизменной свою самооценку.



Теория поддержания самооценки объясняет влияние результатов одних людей на поведение других, через изменение их самооценки. Решающее значение имеет два процесса:
процесс сравнения и процесс рефлексии.
Tesser, A. (1988). Toward a self-evaluation maintenance model of social behavior. In L. Berkowitz (Ed.), Advances in Experimental Social Psychology (Vol. 21), 181-227. New York: Academic Press


Абрахам Тессер (Abraham Tesser)
(24 мая 1941) 
Социальный психолог, Ph.D. университет штата Джорджия
Автор теории сохранения самооценки. 
С 2007 года прекратил научную деятельность – даёт частные уроки столярного мастерства и дизайна мебели
http://www.tesserfurniture.com

Упражнение № 2.1.4
«его бритый, круглый, резко очерченный подбородок походил на пятку»
Составьте сетевую модель персонажей рассказа А.П.Чехова «Анна на шее».
http://chehov.niv.ru/chehov/text/anna-na-shee.htm
Определите их самооценку путём ранжирования в списке по порядку убывания.
Обоснуйте своё заключение.
Как изменялась самооценка узлов этой сети в ходе развития сюжета?

Комментарии